Центр деткого и юношеского туризма и экскурсий

 

Загадочные страницы истории России
 
Алексей Евтушенко, кавказовед

 

«ЧЕРКАССИЯ – ПОИСКИ ЗАБЫТОЙ СТРАНЫ[1]»

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

В первой части опубликованной в № 3 (28) «Ветра странствий» (ВС), под названием «Почему Пятигория?», я рассказал о том, какими странными событиями сопровождалась история выбора имени для города Пятигорска, создаваемого вместо курортного поселения Горячие Воды. О роли Пушкина, героев Отечественной войны 1812 года: генералов А.П. Ермолова, Н.Н. Раевского и Г.А. Емануеля в этой истории, об их победе, позволившей закрепить исторически обоснованное имя за вновь создаваемым окружным городом. Всё это лучше прочитать, или перечитать, для тех, кто читал, да подзабыл, но ещё, я пообещал рассказать о «древнем Пятигорском княжестве», о котором упоминал в своём письме к дочери Екатерине Волконской генерал Н.Н. Раевский. Итак, продолжим.

 

ПЯТИГОРСКОЕ КНЯЖЕСТВО

 

В середине восьмидесятых годов прошлого века, впервые прочитав о «древнем Пятигорском княжестве», я утратил покой. Ведь судя по названию это НЕИЗВЕСТНОЕ РУССКОЕ княжество на Кавказе!!!

Включил все связи, накопленные за время стажировки в музее, работы в археологических экспедициях, в поисках дополнительной информации, но, ни в архивах, ни в научных библиотеках, НИГДЕ, не удавалось ничего «откопать». Первые материалы достались мне столь «детективно-мистическим» путём, что подробное описание этого займёт слишком много места. В двух словах: некая эзотерическая группа, через одну из моих сотрудниц, передала мне, после предварительного телефонного звонка, сборник «Наука и человечество». В сборнике была опубликована интереснейшая статья академика Рыбакова[2] иллюстрированная тремя средневековыми картами. Эти карты были первыми значительными находками, укрепившими меня в поисках.

 

Фрагмент карты А. Дженкинсона, которая

была издана в Англии в 1562 году.

В её основе, по заключению Б.А. Рыбакова

русский чертёж, т.е. карта, 1497 года.

Да, было от чего впасть в изумление! На пространстве между Азовским и Каспийскими морями надпись, выполненная горизонтально, в две строки: CHIRKASSI PETIGORSKI, т.е. пятигорские черкассы. Следовательно, на момент создания карты, по мнению её авторов, территорию Северного Кавказа населяли ПЯТИГОРСКИЕ ЧЕРКАССЫ!

Ну, по поводу прилагательного «пятигорские», понятно – называвшиеся по имени горы ПЯТИГОРИИ. Помните, (кто не помнит, смотрите ВС № 3/28), из письма генерала Н.Н. Раевского: "... Вид из оных (Ермоловских ванн – А.Е.) наиприятнейший на Бештову гору или Пятигорию, ибо по оной бывшее тут в древности княжество называлось...", а вот на счёт ЧЕРКАССОВ, ещё предстояло разобраться…

 

ЧЕРКАССЫ 

 

"Все Черные Клобукы, еже зовутся Черкассы…"

(из русской летописи - 1152 года,

Московский летописный свод)

 

Судя по отрывку из летописи, на Руси черкассы были достаточно известны, причём летописец отмечает, что одно из внешних отличий черкассов – чёрные шапки «Черные Клобукы».

Второй картой, которую приводил и анализировал в своей статье Борис Александрович, была карта Гесселя Геритса. Вообще, идея статьи Рыбакова никак не связана с Пятигорским княжеством, черкассами, пятигорами и Пятигорией, но иллюстративный материал, для моей работы, пришёлся «как нельзя кстати»!

 

 

Карта Геритса изданная в 1613 году, по Рыбакову, в её основе русский чертёж 1523 года.

«По Геритсу», центральную часть Предкавказья населяют ЧЕРКАССЫ (надпись расположена с юга на север, с небольшим наклоном к востоку). Западнее (на территории современного Краснодарского края и Ростовской области) указаны, как самостоятельный народ, PETIGORI – т.е. те же пятигоры, а ещё западнее, у восточного побережья Азовского моря, помещена КАБАРДА. Впрочем, всё это удобнее рассмотреть на увеличенном фрагменте.

 

Что касается информации этнического характера, то карты Дженкинсона и Геритса практически совпадают. Да, в размещении надписей, есть существенные отличия, но содержание от этого практически не меняется. Главное, как бы ни комбинировались между собой эти этнонимы, они доминируют на территории Северного Кавказа.

 

На фрагменте карты Геритса территория Северного Кавказа.

Примечательно, ни в справочной (энциклопедии, словари, и т.д.) ни в учебной литературе, статей посвящённых Пятигорам или Черкассам – НЕТ!

Но самой интересной и информативной оказалась третья, самая поздняя из приводимых Рыбаковым карта Гийома Делиля напечатанная во Франции в 1706 году.

В юго-западной части карты (на территории нынешней Украины), размашистой дугою надпись:UKRAINE PAYS DE COSAQUES (т.е. ОКРАИНА СТРАНА КОЗАКОВ).

В современном, по состоянию на 2009 год, «нэзалежном» государстве Окраина, в среднем течении Днепра, расположена Черкасская область. Областной центр – город Черкассы, известен с 1394 года[3]. Да, возраст весьма солидный, особенно, если учитывать его географическое положение. Ясно, что в основе названия города и области лежит этноним, от которого «так и веет Кавказом!». Как его «занесло» на Днепр? Вот здесь, вполне уместно вспомнить о том, что пока осталось не выясненным кто такие черкассы.

Обратите внимание на чрезвычайно интересную надпись, выполненную двумя плавными полу дугами вдоль западного берега нижнего течения реки Дон: "Cosaques Donski ou Czercasses", в переводе с французского - "Казаки Донские они же Черкассы".

Значит, и составители русских чертежей, и те, кто пользовался ими в Западной Европе как основой для создания собственных карт, называли казаков живших на Дону и на Днепре, казаками-черкассами.

Для современных историков и этнографов «черкасская проблема» стала настоящим проклятием. Дело в том, что существующая историческая концепция не оставляет места на этнической карте России для казаков – народа обладающего древним и славным прошлым. Вот и приходится им, бедолагам (генералам от истории и рядовым труженикам науки), придумывать, кого бы выдать за потомков кавказских черкассов, (главное – не казаков!). Слишком много сохранилось свидетельств о Кавказской Черкассии, все их уничтожить нельзя. Нельзя и замолчать существование Кавказской Черкассии, письменные сведения о которой имеются в различных документах, самые ранние из которых, известных мне, датируются серединой I века н.э.

 

 

Делиль, Юг Московии (фрагмент).

По заключению академика Рыбакова в ее основе - русский чертеж 1526 года.

Зато в то время, когда чертили эти карты, и в России и в Европе хорошо знали кто такие черкассы! Интересно, что издание карты Делиля было предпринято вскоре после начала (в 1696 году) аннексии Петром I казачьих земель. Кстати, новая столица донских казаков, построенная в начале 19 века, так же, до сего дня, именуется НОВОЧЕРКАССКОМ! Прежняя столица, основанная по данным одного из первых русских историков Болтина[4] в 1569 году, называлась ЧЕРКАССКИМ городком!

На участке карты изображающей Северный Кавказ (см. нижнюю карту на стр. 4) размещены следующие надписи: крупным шрифтом: дугою расположено "СIRCASSIE PAYS DES CIRCASSES" - "ЧЕРКАССИЯ СТРАНА ЧЕРКАССОВ", ниже, внутри этой дуги, более мелким шрифтом, горизонтальная надпись: "PETIGORIE" - т.е. "ПЯТИГОРЫ" и еще ниже, (южнее и ближе к горам, но также внутри дуги) горизонтальная надпись: "САBARDINIE" - "КАБАРДИНИЯ", т.е. КАБАРДА. Надписи внутри дуги, образованной словами "ЧЕРКАССИЯ СТРАНА ЧЕРКАССОВ", между собою не связаны. Северо-восточнее участка дуги, на котором нанесены слова "СТРАНА ЧЕРКАССОВ", так же имеется надпись, выполненная в две строки, но более плавными дугами: "GREBENSKAIA COSAQUES", которая также читается без труда - "ГРЕБЕНСКИЕ КОЗАКИ" (т.е. - гребенские казаки), а еще восточнее, вдоль Волги - указаны ногайцы.

Итак, в конце первой трети 16 века, в государстве Московском, знали на территории Северного Кавказа страну Черкассию и народы пятигоров, кабардинцев, гребенских казаков и ногайцев. Делиль издавший свою карту в начале XVIII века, либо иных сведений не имел, либо был согласен с такой этнографической картиной.

За долгие годы поисков мне удалось найти немало средневековых карт, на которых указывается страна Черкассия, народ пятигоры, казаки-черкасы и другие комбинации из этих названий. Это сейчас всё просто, вышел в I-net, набрал, скажем, «Картографическая ROSSICA» и «вывалятся» на тебя десятки карт – выбирай что нужно, а раньше, поиск нового источника занимал годы, а каждая удача приносила огромную радость.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ

 

Карты - это наглядно, доступно, но имеются ли ещё какие-либо свидетельства помимо карт? Да, и, как говорится, с избытком. Одним из самых известных и авторитетных средневековых авторов, по интересующей нас проблеме, является Сигизмунд Герберштейн.

"Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн побывал в Москве в 1517 и в 1526 гг. Герберштейн одним из первых рассказал европейскому читателю о жизни, нравах народов Руси... Ему удалось познакомиться с такими памятниками древнерусской письменности, которые не сохранились до наших дней и известны лишь в его переводах. Всё это делает книгу ценнейшим историческим источником". - Из аннотации к книге Сигизмунда Герберштейна "Записки о Московии"[5]..

«…Славянский язык, ныне искаженно именуемый склавонским, распространен весьма широко: на нем говорят далматинцы, босняки, хорваты, (следует длинное перечисление народов говорящих на славянских языках – А.Е.) а еще поляки и русские [властвующие над обширными территориями] и ЧЕРКЕСЫ-ПЯТИГОРЦЫ (CIRCASI-QUINQUEMONTANI, CIRCASSEN IN FUNFF PERGEN) У ПОНТА…»[6] (выделено мною – А.Е.).

Вот здесь то и начинается самое интересное! Что это за черкесы-пятигоры появляются в списке народов говорящих на славянских языках? Обратите внимание, у Герберштейна написано вначале на латыни (ЧЕРКАСЫ-ПЯТИГОРЫ), а потом по-немецки – ЧЕРКАССЫ - В ПЯТИ ГОРАХ. Причём, как ни читай, а получается ЧЕРКАССЫ (или ЧЕРКАСЫ), но не ЧЕРКЕСЫ! Видимо редколлегия НАУЧНОГО издания решила Герберштейна «подправить», поскольку он не смог учесть грядущих этнических и исторических подтасовок.

Что за проблема, в чём разница между черкассами и черкесами?

Оба этих термина – этнонимы. Этноним черкассы имеет возраст не менее двух тысяч лет, а этноним черкесы[7] появился не ранее второй половины XVII века, а, скорее всего позднее, опять таки, как искажённый турками-османами, этноним черкассы. Установить время его появления более точно – очень сложно, поскольку подмена термина черкассы - черкесами приобрела «повальный» характер в изданиях научных, учебных, популярных. Добраться до всех первоисточников, написанных на разных языках, исследователю одиночке – дело нереальное, поэтому огромную ценность приобретают научные издания, в которых основной текст даётся в переводе, а термины и названия приводятся на языке оригинала. Обычно, исходные тексты в научных изданиях, сопровождаются обширными комментариями, которые готовят коллективы специалистов по различным отраслям знаний. Я ограничился одним, но достаточно характерным, примером подлога. Тема эта серьёзная и заслуживает отдельного разговора, а мы вновь вернёмся к книге Герберштейна.

«… Поднявшись оттуда вверх по Борисфену, увидишь на левом берегу город Черкассы (Circas), (выделено мною – А.Е.) а еще выше весьма древний город Киев (Chiovia, Chiow), некогда столицу Руссии»[8] - здесь Черкассы это не этноним, а топоним, город носит имя создавшего его народа.

Причём, в этом месте, у авторов НАУЧНОГО издания сомнений нет, и хотя написано точно также как и в первом случае (Circas), правда, без окончания, но название города они передают уже не как Черкесы, а, как и написано – Черкассы, а куда деваться, город, носящий это имя, существует и поныне. Кстати, ещё одно любопытное свидетельство Герберштейна, на сей раз уже о КАВКАЗСКИХ Черкассах:

«…В этих местах … находятся горы, в которых обитают черкесы (Circassi) или цики (Ciki)657. Полагаясь на неприступность гор, они не подчиняются ни туркам, ни татарам. Однако русские свидетельствуют, что они христиане [живут по своим законам], согласны с греками в вере и обрядах и совершают богослужение на славянском языке, который у них в употреблении (выделено мною – А.Е.). Это крайне дерзкие морские разбойники, ибо по рекам, стекающим с гор, они спускаются на судах в море и грабят всех, кого могут, в особенности плывущих из Каффы в Константинополь»[9].

Сноски с трёхзначными номерами - из комментария к книге «Записки о Московии», издания, на которое я ссылаюсь. Вот, что сообщают в этих сносках:

[657] Черкесы (цики, самоназвание — адыге) в начале XVI в. вели ожесточенную борьбу за независимость против Османского султаната и его вассала — Крымского ханства (Некрасов А. М. Западный Кавказ в системе международных отношений последней четверти XV — первой половины XVI в. — М., 1983. — С. 17). Об их религии см.: Гарданов Б. А. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. — Нальчик, 1974. — С. 32—33. Ср. коммент. 43».

Ну, здесь уж невозможно удержаться и не прокомментировать КОММЕНТАРИЙ НАУЧНОГО издания. О «неумении» правильно прочитать этноним или топоним, записанный по-немецки или по латыни, писать вновь уже неудобно. Что касается этнонима ЧИГИ (в латинском написании ЦИКИ - Ciki), то он хорошо известен историкам, этнографам, и никакого отношения к адыгам[10] никогда не имел. Например, вот как его объясняют авторы КСС[11]:

«ЧИГА – в средние века название какого-то причерноморского племени; упоминается в «Слове о полку Игореве». Это имя до наших дней сохраняется в названии города Чигирина (Черкасской области – А.Е.) и в насмешливом прозвании Казаков Русскими. Южные Донцы (т.е. казаки, живущие в низовьях Дона – А.Е.) применяют его в том же значении к своим Верховым (Донцам – А.Е.): «Чига лыко драла, чига лапти плела»[12]».

Да, стремление, а правильнее сказать «бесплодные попытки», любою ценой связать имя ЧЕРКАССОВ с каким либо адыгским племенем, приобрели у наших историков и этнографов маниакальный характер…

Помимо книги Герберштейна, нельзя не вспомнить чрезвычайно любопытное свидетельство "... итальянца А. Контарини, побывавшего на Северном Кавказе в 1478 г., многие татары (монголы) кочевали "на равнинах Черкесии", причём, по его словам, они "постоянно грабят черкесов и русских"...[13]". Вновь вынужден напомнить о «неумении» правильно читать этнонимы и топонимы, записанные на других языках. Вот и Контарини подправили авторы (ИК), вместо «равнин Черкассии и черкассов» появляются «черкесы и Черкесские равнины», но, вот что не учли авторы, использовавшие цитату, ОТКУДА, В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XV ВЕКА, "на равнинах Черкесии" взялись русские?! (Вообще, литературный, романтизированный образ «горного хищника-черкеса», был создан в XIX веке. Долгое время искали, к какому народу это имя можно «прилепить» и, наконец, остановились на одном из адыгских племён, но закрепить юридически (имя черкес), смогли лишь в конце первой трети XX века. Так что «горные хищники» «на равнинах Черкесии», это почти то же самое, что «подводная лодка в степях Украины».

Ещё до Герберштейна польский историк и культурный деятель Мацей Меховский (1457 – 1523) в «Трактате о двух Сарматиях» (1517), различает Европейскую и Азиатскую Сарматии. В Европейской Сарматии проживали, по Меховскому, вандалы и славяне (западные, южные и восточные). Среди восточных славян он выделил группы руссов - черкассов (малороссов), их земли в то время входили в состав Речи Посполитой, а также московитов. И тех и других он почитал потомками роксалан. За Доном же, в Азиатской Сарматии, Меховский указал «пятигорских черкассов»: «Дальше, к югу, - писал он, - есть ещё какие-то остатки черкассов. Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку – русские».

В конце XVI века, хорватский писатель Мавро Орбини, бывший архимандритом Рагузским, назвал пятигорцев и черкассов большим и могущественным народом и поставил их в ряд с иными великими славянскими народами. В книге «О славе славян», изданной на итальянском языке в Пезаро в 1601 году (Orbini M. «De gli Slavli et progressaro dell loro»), Орбини написал: «К нации и языку славянскому относятся не только те, кто проживает в Далмации, Иллирике, Истрии и на Карпатах, но также и многие другие большие и могущественные племена: Болгары, Рации или Рассияне, Сербы… Пятигорцы, которые жилища имеют на пяти горах, Руссы, Подолии, Поляне, Московиты и Черкасы…».

Ещё более полные, суммированные сведения даёт Казачий словарь справочник,[14] составленный Губаревым Г.В.. Во втором томе есть специальная статья, посвящённая пятигорским черкасам, вот некоторые фрагменты из неё: «ПЯТИГОРСКИЕ ЧЕРКАСЫ — часть народа известного по русским летописям, как Касоги, Косаги, Касаги и Казягъ; проживали у верховьев Кубани севернее Пяти Гор (Бештау), иначе говоря, на юго-восточной окраине Земли Касак, указанной в персидской географии X в. Гудуд ал Алэм»... Хорошо, подумает пытливый читатель, но как же и когда пятигорские черкасы попали на Днепр? В статье даётся ответ и на этот вопрос: «Из числа П.Ч. татарский баскак Ахмат в 1282 г. принял к себе на службу отряд Казаков, которые после построили город Черкасы на Днепре. Они там были и при Татарах, а после считались Запорожцами. Описание этого события изъято из рукописи первоначальной Лаврентьевской летописи и в издании 1962 г. сообщается: «Здесь в летописи не достает нескольких листов». Но этот пробел остался в памяти благодаря старинным историкам Болтину и Татищеву[15], которые, вероятно, эти листы еще в своем распоряжении имели. В Ермолинской летописи, изданной в 1910 г. под годом 1445 сказано; «тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и приде к ним две тысячи Казаков». Здесь речь, несомненно, идет о стране Черкасской, потому что в ином случае по правилам древнего слога было бы: «послали в город в Черкасы» (т.е. в середине XV века о Кавказской Черкассии не только помнили, из неё пополняли казаками войска! – А.Е.).

По свидетельству польских хроник, в средине XVI в. армия В. княжества Литовского пополнилась Пятигорским гвардейским полком. Именно тогда Кавказская Черкасия была окончательно занята Турками; на Дон р. Днепр в связи с этим должна была придти новая волна переселенцев, принесшая с собою и Черкасов-мореходов, известных историкам с древних времен [помните, у Герберштейна: «Это крайне дерзкие морские разбойники, ибо по рекам, стекающим с гор, они спускаются на судах в море и грабят всех, кого могут, в особенности плывущих из Каффы в Константинополь»]. Во всяком случае, далекие морские походы Казаков на Крым и Турцию начались только во второй половине XVI в. Другие же П.Ч. ушли от Бештау глубже в горы, проживали между Кабардинцами и там назывались Казаровцами (Ригельман[16][17] - (шрифтовые выделения мои – А.Е.).

Итак, даже из приведённых фрагментов статьи можно почерпнуть много интересной информации для анализа исторической и этнической ситуации сложившейся на Северном Кавказе в период с начала XV и до середины XVI веков. Нашествие Тамерлана на рубеже XIV-XV веков, экспансия турков-османов c XV и до конца XVIII века радикально изменили этнический состав этого огромного региона.

Основная часть автохтонного населения, проживавшего здесь, вынуждена была уходить на севера′, к южным границам русских княжеств, поближе к русским – народу РОДСТВЕННОМУ по происхождению, вере и языку.

Что касается малой части «СВИДЕТЕЛЬСТВ», приведённых выше, думаю, они достаточно убедительно подтверждают: территорию Северного Кавказа с древнейших времён, вплоть до середины XV века населяли казаки – черкассы и пятигоры – НАРОДЫ СЛАВЯНСКОЙ РЕЧИ!

 

ПРИСОЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К РОССИИ

 

Прошло немногим более сотни лет со времени ухода пятигоров и казаков-черкассов с Северного Кавказа, а гнёт турков-османов и их вассалов, крымских татар, стал невыносимым. Грабежи, захват в плен населения для последующей продажи на невольничьих рынках Средиземноморья, уничтожение тех, кто пытался сопротивляться – всё это заставило народы, занявшие опустевшие земли Предкавказья, искать защиты и покровительства московского царя. Вот как об этом рассказывают различные исторические источники.

Цитата первая:                         

"В 1552 г. в Москву прибыли, видимо, первые представители черкесов, адыгейцев и кабардинцев и заявили о желании своих народов войти в подданство Русского государства. …Посольство просило, чтобы «их государь пожаловал, вступился в них, а их с землями взял к себе в холопи, а от Крымского царя оборонил»».[18]

Необходимо обратить самое пристальное внимание на первое предложение в первой и во второй цитатах. В них говорится об одних и тех же событиях, но в первом случае цитата дана в изложении авторов "ИСТОРИИ КАБАРДЫ" (ИК), а вот, как об этом событии сообщает "Книга степенная царского родословия": (цитата вторая)

«И в том же лето приидоша служити ко царю и великому князю мнози князи, иже бяху в Черкасех, от всея Пятигорские земля, дающеся государю и з жёнами и з детми и со всем своим Пятигорским государством…»[19]

Нельзя не заметить, что авторы "Истории Кабарды" существенно доработали "несовершенный" первоисточник, где ясно написано (цитата вторая): "...пришли служить к царю и великому князю многие князья, живущие в Черкасах, от всей Пятигорской земли, отдающиеся государю и с жёнами и с детьми и со всем своим Пятигорским государством ...".

Ни о Черкассах (обратите внимание! черкассы вновь заменены на черкесов), ни о Пятигорском государстве авторы "ИК" упоминать не стали, зато указали представителей тех народов, которые, ПО ИХ МНЕНИЮ, предстали перед Иваном Грозным. Считаю, что это весьма характерный пример совершения исторических подлогов!

Отметим, что прибывших восприняли как представителей Пятигорского государства!

Приведём ещё одно чрезвычайно интересное свидетельство историка Гордеева, писавшего об этом же событии в начале 20 века: (цитата третья)

«В 1553 году в Москву прибыли кабардинские князья бить челом царю, чтобы он принял их в подданство и защитил против крымского хана и ногайских орд. С этим посольством в Москву прибыло посольство и от гребенских казаков, живших на р. Сунже и соседствовавших с кабардинцами. (Глав. Упр. Каз. Войск. Стр. 90)"[20] – сокращение в круглых скобках означает: Главное Управление Казачьих Войск. Итак, перед нами ещё один вариант изложения события произошедшего в середине 16 века. Главная особенность – чётко указаны народы, которых представляло посольство: КАБАРДИНЦЫ И ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ.

 

ПЯТИГОРЦЫ И КАЗАКИ-ЧЕРКАССЫ

В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

Встречаются они и в работах современных исследователей, правда, посвящённых совсем иным темам. Скажем в книге Курбатова[21] «Тихвинское осадное сидение 1613 г.[22]» приводятся поистине бесценные факты: «Помимо запорожской «ездящей пехоты», с 1612 г. в составе шведско-новгородских войск действовала еще и настоящая польско-литовская конница — 300 поляков, литовцев и черкас, которые ушли от Ходкевича в 1611 г. по окончании ливонских кампаний — также из-за неуплаты заслуженного жалования. … По роду службы это были, скорее всего, и легковооруженные всадники («казаки»), и копейщики — «пятигорцы» и «гусары»: польско-литовская конница того времени состояла из этих бойцов почти в равной пропорции» (шрифтовые выделения – мои А.Е.).

Изображение внизу – рисунок «Запорожец», из книги Курбатова.

Опираясь на исторические документы, автор характеризует и национальный состав войска, в котором им выделяются поляки, литовцы и черкасы и «по роду службы», то есть по родам войск, на лёгкую и тяжёлую конницу. Если запорожские казаки-черкасы известны достаточно широко, (хотя не могу не заметить – наши историки и этнографы «лбы порасшибали» отыскивая адыгские корни у запорожских казаков), то вот упоминание о ПЯТИГОРЦАХ составлявших тяжёлую конницу, не может не удивлять: спустя много лет, память о народе ПЯТИГОРАХ не только сохранилась, но и дала имя особому роду войск – тяжёлой коннице!

 

ПЯТИГОРИЯ ИЛИ БЕШТАУ

 

ПЯТИГОРИЯ – священная гора Ариев, известная под этим именем с древнейших времён, была не только географическим, но и сакральным Центром Предкавказья. Кто владел Пятигорией – владел Северным Кавказом. По имени Пятигории именовались и административно-территориальные образования, и народы, давшие ей это русское имя, и обширные территории вокруг. Ожесточённая борьба за Пятигорию и Пятигорье продолжается, к сожалению и в наши дни. [В наши дни, эта гора известна в более позднем тюркском переводе как Бештау (Беш – пять, тау - гора)].

В результате длительных поисков удалось выяснить, что замена названия горы Пятигория на тюркскую кальку Бештау (Беш-таг, Беш-даг и т.д.) начала происходить, очевидно, с начала XIV века, после появления здесь тюркоязычных народов. Очень интересным, является тот факт, что название обширного региона примыкающего к Пятигории – Пятигорья, оказался более «живучим» и пережил исходный топоним. Ну, вот, скажем, "Арабский путешественник Ибн-Батута (XIV в.) уже отметил существование в 1334 г. соборной мечети в Пятигорье[23]." – итак, в конце первой трети 14 века, топоним Пятигорье использовался в качестве названия для обширного географического региона.

Интересны записки турецкого «путешественника» XVII века Эвлия Челеби[24], где он сообщает об интересующих нас объектах следующее: «И, осмотрев все это, мы двинулись на восток и через пять часов [достигли горы Бештаг].

Стоянка у горы Бештаг

Это [место] на границе Кабарды, а его западная сторона - река Кубань. Неподалеку от него, посреди лесистой равнины - пять расположенных рядом высоких гор, подобных пяти горам-близнецам. Центральная гора самая высокая и остроконечная. Окружающие ее четыре горы ниже и не столь труднодоступны. На вершине горы, находящейся в центре, есть ветхая корабельная доска длиной в триста шагов и шириной в два шага. В некоторых местах [доски] есть отверстия от гвоздей и буравов. По утверждению местных правителей, эта длинная доска должна быть доской Ноева ковчега, но волею Всевышнего эта доска и поныне крепка, как нахичеванская сталь. И неверные калмыки рассказывают со слов двухсотлетних старых калмыков, также говорящих об этом со слов своих трехсотлетних дедов, что дверь купола гробницы Пяндж-и Хасан сделана из досок Ноева ковчега. …Одним словом, сей смиренный, совершив на этой доске два риката и осмотрев это ПЯТИГОРЬЕ, [отправился в путь] и, двигаясь в течение пяти часов на восток, видел несколько достопримечательностей».

Познакомившись с представленными материалами, можно сделать следующие выводы:

В различные исторические периоды "Пятигорьем" именовались обширные территории Предкавказья от современного Краснодарского края на западе, до "Тюменских равнин", то есть нижнего течения Терека, на востоке. От Главного Кавказского хребта на юге до Ставропольской возвышенности на севере.

Пятигорское княжество не миф, не фата-моргана, оно реально существовало на Северном Кавказе с древнейших времён до нашествия Тамерлана.

На средневековых картах, в летописных свидетельствах, имеются прямые подтверждения существования на Северном Кавказе средневекового «Пятигорского княжества». С этими сведениями, несомненно, могли быть знакомы и генерал Н.Н. Раевский - старший (владевший значительной частью архива М.В. Ломоносова) и А.С. Пушкин имевший доступ ко многим редчайшим историческим документам, в том числе и к архиву А.И. Сулакадзева.

Моё предположение о том, что выбор имени, для создаваемого в 1830 году окружного города Пятигорска, был связан с существованием здесь «древнего Пятигорского княжества» - получило серьёзные подтверждения.

Понятно, что ещё осталось много не выясненных вопросов связанных с казаками-черкассами, черкесами, адыгами, пятигорами, да и вообще со средневековой историей Кавказа, но Вам, для их разрешения, придётся подождать до следующей публикации.



[1] Отрывки из научно-исторической повести «Черкассия – поиски забытой страны», подготовлены специально для альманаха «Ветер странствий», публикуются впервые.

[2] Рыбаков Б.А., Русские карты Московии. - Сборник: Наука и человечество, М.: Знание, 1975.

[3] Большой энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1991, т.2, стр. 631.

[4] Болтин Иван Никитич (1735-1792), государственный деятель, член Военной коллегии, один из первых русских историков, труды по географии, источниковедению.

 

[5] Герберштейн С. Записки о Московии \ - М.: Изд-во МГУ, 1988.

 

[6] Там же, стр. 58.

[7] ЧЕРКЕСЫ [кавказ.] 1) самоназвание – адыге (см. адыги); народ, живущий гл. обр. в Карачаево-Черкессии и разговаривающий на кабардино-черкесском языке; 2) в Турции, Израиле и др. странах Востока все выходцы с Сев. Кавказа. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Минск, Современный литератор, 2007.

 

[8] Там же, стр. 59.

[9] Там же, стр. 181.

[10] АДЫГИ [кавказ.] общее название многочисленных в прошлом родственных племен Сев. Кавказа (часто называются черкесами); к А. относятся современные адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Минск, Современный литератор, 2007.

 

[11] Казачий словарь - справочник Ред. Скрылов А.И. - Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1968 г., в 3 томах.

[12] Казачий словарь - справочник Ред. Скрылов А.И. - Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1968 г., том 3.

[13] История Кабарды с древнейших времен до наших дней. - Отв. ред. Смирнов Н.А. – М.: АН СССР, 1957. – 30 стр.

[14] Там же том 3.

 

[15] Татищев Василий Никитич (1686-1750), известный государственный деятель, в 1741-1745 – Астраханский губернатор, труды по этнографии, географии, истории. Весь «советский» период его пятитомная «История российская с древнейших времён» (её первым редактором был М.В. Ломоносов), фактически находилась под запретом.

[16] Ригельман Александр Иванович (1720-1789), русский военный инженер, генерал-майор, труды по истории казаков.

[17] Казачий словарь – справочник, том 2, стр. 340-341.

[18]История Кабарды с древнейших времен до наших дней. - Отв. ред. Смирнов Н.А. – М.: АН СССР, 1957. – с. 37.

[19] Полное собрание русских летописей. (ПСРЛ). Т. 21, вторая половина. Книга степенная царского родословия. СПб, 1913, часть вторая. – 655 с.

[20] Гордеев А.А., История казаков: часть вторая. - М.: Страстной бульвар, 1982. - 28 с.

[21] Курбатов Олег Александрович, к.и.н., сотрудник Российского государственного архива древних актов, автор ряда публикаций по военной истории России XVII в.

 

[22] Курбатов О.А. Тихвинское осадное сидение 1613 г. — М.: Цейхгауз, 2006.

[23] История Кабарды с древнейших времен до наших дней. - Отв. ред. Смирнов Н.А. – М.: АН СССР, 1957. – 32 с.

[24] Челеби Эвлия, Книга Путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века) выпуск 2, Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья – М., Институт востоковедения 1979.

 

Продолжение »
Создать бесплатный сайт с uCoz