По материалам экспедиции Кавказский Аркаим

в 2002 году начала работу экспедиция "Кавказский Аркаим" в Приэльбрусье. Судя по всему, нам удалось обнаружить остатки храма Солнца, построенного в незапамятные времена, но в первые века нашей эры (Трояновы века), принадлежавшего государству Русколань. Наши находки и выводы не всегда согласуются с официальной точкой зрения. Видимо поэтому мы так и не смогли вывезти на место находки (о ней в приложении) ни археолога, ни палеоастронома. И это притом, что нам оказал консультативную помощь институт Археологии РАН и Государственный астрономический институт имени Штернберга (на территории последнего мы проводили доклады и пресс-конференции).

В экспедиции активно участвовал директор Пятигорской станции юных туристов Алексей Григорьевич Евтушенко. Он, в частности, знает, где в Приэльбрусье на хребте Ташлысырт располагались древние металлургические печи. Нам помогали глава пятигорской администрации Шестопалов и ряд других членов русских общин.

В самом начале нынешнего века автору попалась книга А. И. Асова "Славянские руны и Баянов гимн", а затем "Славянские боги и рождение Руси" издательства Вече. Из них следовало, что согласно персидскому (Шахнаме), германскому (старшая и младшая Эдды), нартскому и славянским преданиям на Кавказе в районе древней Алатырь-горы (Эльбруса) в незапамятные времена легендарным Китоврасом (князем) был построен храм Солнца. Храм этот упоминался многими древними авторами, например Птолемеем, Геродотом, Страбоном, Алъ-Масуди. Там же говорилось и о Кияре - древней столице государства Русколань, находившейся где-то в тех же краях.

Согласно персидскому эпосу, Шахнаме, во II тысячелетии до н.э. храм был захвачен князьями Русом (Рустамом) и Усенем (Кави Усейнасом). Примерно в это время по данным археологов (Н.Р.Гусева, Русский север - прародина индославов, М., «Вече», 2003)из-за засухи в Европе, часть арийских племен, обитавших в Поднепровье (археологический памятник «Каменная могила»), двинулись вдоль причерноморских степей на восток в Индию и Иран. На пути движения на восточных слонах Урала в районе современного Челябинска ими основаны городища Аркаим, Синташта и ряд других. Пытался захватить храм Солнца и ещё один легендарный князь по имени Асан.

По Страбону на рубеже нашей эры храм разграбил боспорский царь Фарнак, а окончательно его разрушили в 1У веке уже нашей эры готы и гунны. Именно в это время по преданиям был казнён готами последний князь Русколани Бус Белояр.

Известны даже размеры храма: 60 локтей (30 м) в длину, 20 локтей (10 м) в ширину и 15 локтей (7,5 м) в высоту, а также количество окон и дверей - 12, по числу знаков зодиака.

Я много лет ходил по Приэльбрусью, неплохо знаю этот красивый и суровый край. Поэтому утверждение Асова по началу показалось сомнительным. И я решил проверить

его основные выводы. Ведь если в Приэльбрусье некогда было древнее государство с развитой культурой и широко известными в древнем мире культовыми сооружениями, оно не могло исчезнуть бесследно, не оставив на земле никакой памяти.

Из сопоставления преданий и топонимики (названий природных объектов) выстроилась интересная цепочка: Если Эльбрус - священная гора Алатырь (проекция на землю мировой горы Меру), значит, у её подножья располагался рай - Ирий. А есть ли такое место под Эльбрусом? Да, есть - это плато Ирахитсырт и примыкающий к нему снизу обширный луг - Ирахитюз.

Может быть это простое созвучие? Но местные пастухи не могут дать убедительного толкования этому названию.

Продолжим. Ирий в традициях Ведизма - исконной дохристианской религии славян, отделён от Яви (нашего материального мира) рекой Смородиной (от смага ~ огонь, пламя). Ирахитсырт отделён от предгорий рекой Кызылсу, в переводе с местных наречий Красной рекой, истоком реки Малка. Вроде ничего похожего, но эта река не красная! Обычно тюркские географические названия несут в себе признаки объекта. Например: Уллутау - в переводе большая гора, действительно выделяется размерами. А озеро Донгузорункёль - весьма грязное и напоминает загон для свиней. В древности все названия имели понятный смысл. Это сейчас мы не знаем значения названий Москва, Рос­тов, Дон, Волга. Итак, вода в Кызылсу не красная от примесей. Но не могло ли это название стать переводом на тюркские языки слова «огненная»?

Последуем дальше. Через реку Смородину, как известно, должен быть Калинов мост, по которому из Нави (с того света) к нам в Явь проникала всякая многоголовая огнедышащая нечисть, а обратно из Яви в Навь следовали души умерших, а также богатыри и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства. И такой мост действительно существует! В том месте, где Кызылсу прорывает застывший лавовый поток и обрушивается в долину известным всем путешественникам водопадом Султан, узкое ущелье перекрыто естественным мостом из застывшей лавы!

Рядом с изумрудно-зелёными пастбищами Ирахитюза лежат огромные мрачные, продуваемые сильными холодными ветрами поля чёрной и красной лавы, где нет растительности и даже обычный песок не жёлтый, а чёрный. Словом, аналогия с Навью, где расположен и рай - Ирий и ад - Пекальное царство, очень близкая. Современная геология и древние авторы утверждают, что последнее извержение вулкана Эльбрус произошло примерно за 500 лет до н.э., то есть во вполне исторические скифские времена. Следовательно, наши предки, входившие в государство скифов под названием скифов-землепашцев или сколотов, видели раскалённый лавовый поток, огненного змея, перегородившего Кызылсу.

За потоком образовалось озеро, прорвавшееся затем в долину. Лава медленно остывала, и ещё долго в глубинах расщелин мерцали отсветы огня, а надо всем лавовым потоком поднимались струи пара и сернистого газа. На людей того времени всё это производило сильное впечатление.

Но вернёмся к топонимике. На карте в бассейне реки Аликоновки у города Кисловодска отмечены Беловодская балка и Беловодский родник, напоминающие о Беловодье -легендарной прародине наших пращуров. С другой стороны от Эльбруса в долине реки Баксан находится посёлок Верхний Баксан, называвшийся ранее Урусбиев аул. Но «урус» на тюркских языках означает - русский, а бий или бай эквивалентно слову князь. Следовательно, Урусбиев аул мог принадлежать потомкам известного нам князя Руса.

Река Баксан, текущая с Алатырь-горы, Эльбруса ранее называлась рекой Альтуд или в русском звучании - Алатыркой. Новое имя она получила после гибели Буса Белояра, в нартской традиции - Баксана, по велению его супруги. По преданиям предком Буса был князь Рус. А в книге царского генерала Иоганна Браламберга «Кавказская рукопись» говорится, что жители Урусбиева аула - «балкарцы-бастианы», и что они аланского, а не тюркского происхождения. Бастианы, значит, потомки Баса. Нетрудно догадаться, что

живший на берегах Баксана пращур Бас есть ни кто иной, как Бус Белояр. Таким образом, исследования русского генерала подтверждают свидетельства древних авторов.

Над Верхним Баксаном в бассейне реки Кыртык есть речки Уллу и Гитче Усенчи или большая и малая реки рода Усеновых. А теперь вспомним сподвижника князя Руса -Усеня. Может ли это быть случайным совпадением? Вспомним и князя Асана, не ему ли принадлежала долина реки Кубасанты, буквально - река асана. Известен всем, кто бывал в Приэльбрусье и перевал Кой-Хасан (Асан!) - Сюрюльген. А вот ещё и реки Адырсу и Адылсу - живая и мёртвая вода, как объясняли инструктора альплагеря Джайлык. Это тоже дань древней традиции.

Отца Буса Белояра по нартскому эпосу звали Дауов. Не его ли именем назван расположенный невдалеке от Эльбруса пик Даут, напоминающей с пастбищных хребтов над долиной Уллухурзук голову воина в шлеме?

Кстати, из книг А.И.Асова следует, что могила (курган) Буса Белояра находится в 80 километрах от Эльбруса в долине реки Этоко недалеко от Пятигорска. Памятник Бусу Белояру, снятый с кургана и описанный русскими исследователями Кавказа ещё в ХУШ веке, выставлен в Государственном историческом музее в Москве в зале 12. Долгое время он хранился в запасниках, где и раскопал его А И. Асов. Вероятно, после выступлений по итогам нашей экспедиции (о ней ниже} статую включили в экспозицию. Правда, разместили её спиной к окну, так что разглядеть что-либо можно только вечером при искусственном освещении. Табличка у подножья гласит, что это статуя воина XIУ века, выполненная из известняка. В действительности статуя выполнена из эльбрусской лавы. Путать осадочные и изверженные породы не принято даже в школьных кружках, как, впрочем, и 1У век с XIУ. Но поскольку официальная наука не признаёт существование ни Русколани, ни Буса Белояра, подобная неточность вполне объяснима.

Вспомним напоследок ещё и реку Индрюкой в верховьях бассейна Кубани. Очень уж созвучно это название с именем Индрик-зверя, ещё одного персонажа легенд и перейдём к нашей экспедиции.

В 1997 году мне с группой туристов-школьников довелось проходить по описываемым местам. Тогда на подходах к Эльбрусу в верховьях Малки мы отметили каменную стелу -менгир и расположенную рядом правильной конической формы гору Тузлук. Уже тогда, зная о древних пригоризонтных астрономических обсерваториях подобных Стоунхенджу или уральскому Аркаиму, мы предположили, что менгир и Тузлук могут представлять интерес для палеоастрономов, исследователей древних обсерваторий.

Позже, сопоставив Тузлук с описаниями храма Солнца и топонимикой, мы сделали вполне очевидное предположение и три года ездили исследовать район Тузлука.

В первый раз наш маршрут был проложен через Верхний Баксан по реке Кыртык, лавовым полям Эльбруса и далее через Калинов мост на поляну Эммануэля, генерала организовавшего первое подтверждённое восхождение на Эльбрус.

Для тех, кто пойдёт нашим путём, чудеса начнутся с первого дня. Миновав уже упоминавшийся Урусбиев аул и реки рода Усеновых, мы окажемся возле скалы Уллукая. Хорошо известная туристам и археологам, она напоминает гигантскую кошку, между передними лапами которой есть узкий проход к глазам-пещерам и источнику нарзана. Согласно А.И.Асову в трудах арабского историка Аль-Масуди говорится о славянском (!) храме, посвященном богу смерти, Чернобогу. По его данным здание было построено вблизи Эльбруса на чёрной горе и "была там большая статуя бога в образе Сатурна", т.е. Чернобога. В славянской традиции Чернобога звали также Седуничем, по имени матери, козы Седуни (ср. река Сетунь). От того же индоевропейского корня происходит и имя Сатурн. В храме он был представлен в виде "старика с палкою в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил". Окружали храм чудесные воды, известные своей пользой, то есть нарзан!

В пещерах Уллукаи мы найдём огромный подиум, высеченный в скале и входы в малые пещеры в его дальней стороне. На подиум можно положить человек 50. В сочетании с

видом на Эльбрус от "задней лапы" кошки и источником нарзана, предположение о том, что славянский храм Чернобога был именно здесь весьма правдоподобно.

Спустившись одним из известных перевалов к реке Кызылсу, чуть ниже поляны Эммануэля перейдём реку по каменной пробке, Калинову мосту (см. например, наш путеводитель "Эльбрус и его отроги", М., Балабанов, 2006). Фотографии не могут передать ни вид мрачного ущелья с лавовыми останцами, хранящими следы подземного жара, ни ощущение бездны, которое создаётся на мосту. Дело в том, что чуть ниже него река обрывается сорокаметровым водопадом Султан. За ним лежит крутопадающая долина, дна которой не видно. В каньоне стоит "отрубленная голова" стража Калинова моста, Чурилы Дыевича, с которым сражались герои и полубоги.

Возможно и пушкинский Руслан (князь Рус!) был здесь. И не у скалы ли Уллукая жил бородатый Черномор-Чернобог? А само имя Руслан, придуманное гениальным поэтом, не производное ли от названия двух народов: русов и алан. И не РусКОлан ли, то есть житель Русколани, его полное звучание? Пушкин, как известно, был хорошо знаком с русским эпосом и рядом уничтоженных древнеславянских источников, не раз бывал на Кавказе и в его произведениях есть мотивы нартского эпоса.

Из нартского эпоса известна и русская княжна, которая жила в долине Баксана, в районе современного посёлка Былым. Оттуда к горе Тузлук можно пройти простым, доступным конному каравану путём. Им, вероятно и должен был следовать после свадьбы кортеж с Русланом и Людмилой, между прочим, дочерью князя Солнце, во владения Руслана. А вот Уллукая - «Замок Черномора» находится как и у Пушкина «За дальней цепью диких гор».

Кстати, в упоминавшейся книге Н.Р.Гусевой (с.300-310) имеется глава к.и.н. СВ. Жарниковой «А.С.Пушкин и древнейшие образы русских сказок», где доказывается полное сюжетное соответствие поэмы «Руслан и Людмила» и древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна». Из этой главы следует, что источник славянского мифологического сюжета, взятого Пушкиным и санскритский, т.е. арийский, источник «Рамаяны» имеют общее происхождение. А теперь сравним описания пути между горой Тузлук и скалой Уллукая, сделанной нами в 2002 году (книга Н.Р. Гусевой попала к нам в конце 2006 года) с описанием пути Руслана к замку Черномора из поэмы «Руслан и Людмила»:

Всё мёртво. Снежные равнины

Коврами яркими легли:

Стоят угрюмых гор вершины

В однообразной белизне

И дремлют в вечной тишине;

Лишь изредка с унылым свистом.
Бушует вихорь в поле чистом
И на краю седых небес
Качает обнажённый лес

Не правда, ли занятное совпадение!

Теперь от поляны Эммануэля по дороге на Кисловодск мимо горы Сирх поднимемся на предгорные пастбища к горе Тузлук и менгиру, стоящему у дороги над обрывом в каньон Малки.

В 2001 году, взяв азимуты с вершины Тузлук на все заметные в окрестностях объекты и сравнив их с расчётными, мы пришли к выводу, что Солнце в дни солнцестояний должно восходить вблизи заметных ориентиров. А это один из важнейших признаков всех известных пригоризонтных обсерваторий. Впрочем, наши измерения и расчёты не отличались высокой точностью. Но в рамках школьной экспедиции сделать больше было сложно.

На следующий 2002 год благодаря помощи института Археологии РАН и Государственного астрономического института имени Штернберга мы имели профессиональные расчёты азимутов восхода и захода Солнца в дни солнцестояний и ряд других важных астрономических событий. Энтузиасты-краеведы из Пятигорска во главе с А.Г.Евтушенко взялись обеспечить теодолиты и их обслуживание, а также доставку людей и грузов к месту работы. Экспедицию назвали "Кавказский Аркаим" по аналогии с известным южно-уральским археологическим объектом.

Надо заметить, что работа на Тузлуке не осталась без внимания "лиц кавказской национальности". На пресс-конференции в Пятигорске нам был задан вполне прозрачный вопрос, как мы относимся к тому, что будем работать на территории "суверенного исламского государства". Впрочем, пристальный интерес к экспедиции был и со стороны славянских казачьих общин что, вероятно, и разрядило ситуацию.

Уже на месте в момент выгрузки мы попали в мощный циклон. В лагере выпало до полуметра снега, а через сутки талая вода обрушилась селевыми потоками в долину Кубани и Терека, превратив чуть ли не весь Северный Кавказ в зону бедствия.

Тем не менее, утром 23 июня, во второй день солнцестояния нам удалось подняться на вершину Тузлука и установить теодолит. В это утро решалась судьба экспедиции и, вероятно и всех высказанных нами идей. Если Солнце взойдет над заметным ориентиром, гипотеза о храме Солнца на горе Тузлук на северных склонах Эльбруса получит право на существование, если нет - можно сматывать удочки.

Ночь на исходе, над горизонтом за массивом столовой горы Кинжал (правильно Канджол ~ кровавый путь) зажглась узкая полоска света - Зоря - Зореница. Красная полоска постепенно разрастается, к ней присоединяется фиолетовое, голубое, а затем и золотистое сияние. Оно ширится, занимает полнеба. За Эльбрус смещается фиолетовая полоса - тень от Земли - граница дня и ночи. Солнце уже поднялось над горизонтом, но от нас оно скрыто массивом Кинжала. Порозовел, а затем зазолотился Эльбрус. Лучи низкого Солнца прорвались по долинам через горные проходы, золотят окрестные вершины.

Ну!!!

И вот в глубокой седловине вблизи южного края Кинжала появляется ослепительная точка. Андрей Юрьевич, наш профессиональный геодезист и топограф ловит её в перекрестие визира. Есть отсчёт! Солнце на глазах поднимается из земли. На него уже нельзя смотреть без светофильтров. У-РА! - Вот Солнце! - Возглас наших далёких предков так и хочет сорваться с губ. Вершина горы затоплена золотым светом - не­описуемая красота!

Позже у подножья Тузлука находим два камня характерной формы с углублениями и канавками. Мы назвали их алтарями, поскольку форма их пригодна для возлияния жертвенного напитка - сурьи. Да и расположены они почти на линии восток-запад. Закреплено ориентирами на местности и направление север-юг. Расположение менгира, каменной стелы, относительно Тузлука оказалось связанным с восходом Луны в характерной астрономической точке. Это и ряд других находок позволяет утверждать, что гора Тузлук могла быть центром древней астрономической обсерватории, а четыре камня-останца на её вершине могли быть фундаментом храма Солнца. Однако последнее слово здесь должны сказать учёные из государственных институтов, поскольку только они имеют право быть экспертами.

Мы побывали на Тузлуке и в третий раз, расширили и уточнили наши наблюдения. Но на этом возможности самодеятельных экспедиций исчерпаны.

В конце нашего повествования подчеркнём, что положение храма вначале было определено путём анализа древних источников и преданий историком и писателем А.И.Асовым, а затем уже с определённой степенью достоверности обнаружено на местности. Такие находки обычно служат хорошим подтверждением теоретических изысканий. Мы намеренно пользуемся осторожными формулировками, чтобы не

выходить за рамки научной корректности. Тем не менее, мы верим или, правильнее уверены, что рано или поздно наша гипотеза получит научное признание и это станет ещё одним вещественным подтверждением непрерывного, многотысячелетнего присутствия носителей ведической культуры, славян и их предков на Северном Кавказе.

И в заключение обратимся ко всем, кому небезразлична история Родины. Проложенная в 2005 году вокруг горы Тузлук дорога нарушила естественный гидрологический баланс и без того неблагополучный из-за дороги, проложенной несколькими десятилетиями раньше, и теперь к менгиру стекает вода. Часть склона уже обрушилась. На космических снимках здесь различается активная эрозионная зона. Если не принять мер, уникальный менгир унесёт свою тайну в каньон Малки.

В последнее время слово "уникальный" стало расхожим и потеряло начальный смысл. Так вот - большинство кавказских менгиров это грубые скальные глыбы с небольшими затёсами. Наш менгир это произведение древнего искусства, вероятно единственное в своём роде и потому в полном смысле этого слова УНИКАЛЬНОЕ!

Менгир необходимо вывезти в какой-либо краеведческий музей и сохранить для истории. Но сделать это можно только с официального разрешения, поскольку самодеятельность в этом вопросе карается в уголовном порядке. Парадоксально, но за гибель памятника от естественных причин не ответит никто!

А.А. Алексеев. Мастер спорта по горному туризму, действительный член

Академии детского и юношеского туризма РФ.



·1'-ЖК,-в»^!«"^'~-' -


ОТЧЁТ

о работе экспедиции "Кавказский Аркаим 2002" в Приэльбрусье, в период с 19 июня по 09 июля 2002 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка 2
  2. Цели экспедиции 3
  3. Задачи экспедиции 3
  4. Полученные результаты 4

4.1. Наблюдение астрономических событий с горы Тузлук 4

4.2. Наблюдение астрономических событий от менгира 4

  1. Расчет азимутов астрономических событий с горы Тузлук 5
  2. Расчёт азимутов астрономических событий от менгира 8
  3. Азимуты основных направлений измеренных с горы Тузлук 8
  4. Совпадения ориентиров, направлений, азимутов 9
  5. Результаты топографической привязки объектов в районе г. Тузлуке помощью ^Р5 9

  1. Разведка окрестностей горы Тузлук 10
  2. Дальние разведки 11
  3. Выводы............................................................................................................................................. 12

Приложения

1. Пояснительная записка

В последние годы прошлого века в нашей стране возник небывалый рост интереса к истории. Этому способствовали многие обстоятельства, в том числе открытие в 1987 году Челябинской области города-крепости Аркаима. Оказалось, что Аркаим - один из самых древн из известных нам городов нашей планеты. В процессе исследования выяснилось, что Аркаи возраст которого более 5 тьюяч лет (!), строился по заранее подготовленному плану. Строил город так, чтобы городские строения можно было использовать в качестве пригоризонтн астрономической обсерватории. Открытие Аркаима стало научной сенсацией мирового масштаб Об Аркаиме сняты фильмы, телевизионные передачи, имеется обширная научная и популярн литература. Само имя «Аркаим» стало нарицательным. Какая связь между Кавказом и уральск чудом?

В центральной части Кавказа, у северного подножья Эльбруса, в конце 70-х начале 8( годов XX века группой А. Г. Евтушенко (Пятигорск) был обнаружен древний цен металлургического производства, остатки плавильных печей, поселений, могильники.

Летом 2001 года в Приэльбрусье работала Экспедиция московских школьников (ДК «Норд-Вест» под руководством Алексеева А.А. при участии писателя-историка А.И. Асова).

Экспедиция искала материальные и иные свидетельства событий древней славянси истории описанных А.И. Асовым по данным древних историков и фольклорных эпичес!' источников.

Подробно об экспедиции написано в книге А. И. Асова «Священные прародины славя (М., Вече 2002 г.), а также «Славянские руны и Баянов гимн», (М., Вече 2000 г.) и приложен Ожившая сказка».

Были найдены многочисленные топонимические свидетельства, подтверждаю!! исследования Асова.

В долине реки Кыртык при обследовании известного археологического памятника сделг предположение о том, что это храм Сатурна-Чернобога, описанный арабским путешественнике!

историком Аль-Масуди. Он же свидетельствует о нахождении в районе горы Эльбрус известного с древних времён Храма Солнца.

Экспедиция 2001 под руководством А. Алексеева, сделала предположение, что Храм Солнца располагался севернее Эльбруса, в районе г. Тузлук и использовался в качестве пригоризонтной астрономической обсерватории. В том же районе отмечено вероятное место нахождения городища Кияр Древний, многочисленные курганные группы и др.

Суммируя итоги работ А. Г. Евтушенко и А. А. Алексеева: сосредоточение в радиусе нескольких километров следов древней металлургии, залежей угля, серебра, железа и др.; астрономических, культовых и иных археологических объектов, можно с большой уверенностью предполагать открытие крупного культурного и административного центра в Приэльбрусье. По предположению А.И. Асова, данный комплекс был создан государством Русколань.

(ИСТОЧНИКИ)

2. Цели экспедиции.

  1. Проверить гипотезу о расположении в районе горы Тузлук (северные предгорья Эльбруса) древней пригоризонтной астрономической обсерватории (Храм Солнца) и сопутствующих поселений и ремесленных центров. Гипотеза выдвинута экспедицией 2001 года (см. приложение).
  2. Установить точные координаты элементов обсерватории, в том числе менгира и обследовать их состояние,

3. Сделать всё возможное для введения находки на горе Тузлук в научный оборот.

3. Задачи экспедиции.

  1. Инструментальное определение азимута восхода и захода Солнца в дни летнего солнцестояния и привязка этих событий к пригоризонтным ориентирам.
  2. Инструментальное определение азимута восхода и захода Луны в день полнолуния, следующего за солнцестоянием.

3. Сравнение полученных данных с расчетными* для получения азимутов, не
наблюдавшихся астрономических событий расчетным путём.

  1. Проверка наличия ЗНАЧИМЫХ ориентиров вблизи расчётных точек астрономических событий.
  2. Проведение топографической съемки и привязки интересных объектов вблизи горы Тузлук.
  3. Разведка ближайших окрестностей, поиски остатков древних поселений и предметов материальной культуры.
    1. Поиски и описание железоплавильных печей на хребте Ташлысырт.

8. Привлечение внимания государственных и научных организаций к уникальным
историческим памятникам, сохранившимся до наших дней, для их сохранения и изучения.

9. Публикация итогов работы экспедиции в СМИ, создание информационного сайта.

* Расчетные данные для Солнца в особых точках взяты из книги Т. М. Потёмкиной и В.А. Юревича "Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников".

Широта местности принята 43°30'. Расчетные данные для Луны в момент полнолуния 24 -25 июня 2002 г. получены С.А. Федоровым.

Все данные, в этих источниках, приведены для географического горизонта без учета высоты хребтов на линии горизонта и вьюоты горы Тузлук.

Поправка к расчетным данным для получения видимого магнитного азимута события получена сравнением измеренных и расчётных магнитных и истинных азимутов событий летнего солнцестояния 2002 года.

4.Полученные результаты.

4.1. Наблюдение астрономических событий с горы Тузлук.

(Аи=Ам+5°19')


Таблица №1

Событие


Азимут

магнитный

измеренный


Азимут

истинный

расчетный*


Поправка к расчету


Азимут истинный


Время события

Восход Солнца в летнее солнцестояние

Заход Солнца в летнее солнцестояние

53°00'

53°18'

53°40'

30Г15'

ЗОГЗО'

30Г56'

55°44' 304° 16'

- 2°44'

- 2°20'

58°19' 307°15'

23.06.02 5 ч 32 м 5 ч 36 м

20 ч. 59 м

* Расчётные данные по верхнему краю солнечного Диска.

Восход полной Луны

127°20' 127°30' 127°50'

124°14'

+ 3°15'

132°49'

24.06.02 21 ч 15м

Заход полной Луны

220°11'220°26' 220°45'

236°41'

-16°15'

225°45'

25.06.02

4 ч 30 м 30 ( (касание)

Расчетные данные по середине диска луны.

4.2. Наблюдение астрономических событий от менгира (24.06.02).

Таблица2

Событие

Азимут

магнитный

измеренный

Азимут истинный расчетный *

Поправка к расчету

Азимут истинный

Время события

Восход Солнца в летнее солнцестояние

5Г08' 51°31'

55°44'

-4°35'

56°27'

5 ч 33м 5 ч 38м

6. Расчёт азимутов астрономических событий от менгира.


Таблица4

Событие

Азимут

истинный

расчетный*

Поправка к расчету

Азимут

магнитный

предполаг.

Азимут

истинный

предполаг.

Примечани5

Восход Солнца в летнее солнцестояние

55°44'

- 4°35'

5Г09'

56°28'

Восход Луны высокой зимой

49°07'

- 4°35'

44°32'

49°51'

Восход Луны низкой зимой

64°44'

- 4°35'

60°09'

65°28'

* - Расчетные данные для Солнца в особых точках взяты из книги Т.М. Потёмкиной и В.А. Юревича "Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников".

Широта местности принята 43°30'. Расчетные данные для Луны в момент полнолуния 24 - 25 июня 2002 г. получены С.А. Федоровым. Все данные, в этих источниках, приведены для географического горизонта без учета высоты хребтов на линии горизонта и высоты горы Тузлук.

Поправка к расчетным данным для получения видимого магнитного азимута события получена сравнением измеренных и расчётных магнитных и истинных азимутов событий летнего солнцестояния 2002 года.

7. Азимуты основных направлений измеренных с горы Тузлук.

Магнитное склонение принято по карте: восточное 5°19'.

Проверка магнитного склонения по Полярной звезде дала сходные результаты. (Аи=Ам + 5°19')

Таблица5

8. Совпадения ориентиров, направлений, азимутов.

  1. Восход Солнца в летнее солнцестояние совпадает с глубокой седловиной севернее вершины столовой (плоской) горы Канджол (Кинжал) при наблюдении с горы Тузлук.
  2. Восход Солнца в летнее солнцестояние совпадает с «зарубиной» южнее вершин Канджол при наблюдении от менгира (вспомогательный ориентир).
  3. При наблюдении с горы Тузлук тур №3 на перевале Каяэшик (Ам=184°) лежит под горой Сирх восточный (Ам=185° 22') Д=Г22'.
  4. Оттуда же, тур №1 под менгиром (Ам=133° 28') лежит под перевалом Северный Каракая (Ам=132°50') и может служить визиром для передачи координат лунных событий (см. п. 9 и п. 10). Д=0°38'.
  5. Ось горы Тузлук, не путать с "осью храма", (Ам=339°38') практически совпадает с направлением на западный обрыв горы Бермамыт (Ам=339°50').
  6. Обратный азимут от тура №3 на перевале Каяэшик (Ам=4°20') близок к направлению на гору №9 (рис 3) в хребте Арбакол (Ам=5°20') Д=Г.
  7. Обратный азимут «оси храма» (Ам=359°15') близок к азимуту горы №8 (рис 3) в хребте Арбакол (Ам=357°32') Д=Г43'.
  8. Восход низкой луны зимой (Ам=62°00') происходит вблизи вершины 2813 (Ам 64°05', Д= - 2°05' от ориентира).
  9. Восход высокой Луны летом (Ам=135°00') происходит в районе перевала Северный Каракайский (Ам=132°50') Д= - 2°10' от ориентира и -1,5° от тура №1 (Ам=133°28') см. также пункт 4.

  1. Восход высокой луны летом (Ам=135°00') происходит вблизи менгира (Ам=137°20') (на угловом расстоянии) Д=+2°20' от ориентира.
  2. Восход солнца в дни зимнего солнцестояния (Ам=125°33') происходит вблизи вершины Шаука^/ (Ам=122°30') Д=+3 ''03' от ориентира.
  3. «Ось храма» Аи= 184°34', практически перпендикулярно к направлению между «алтарями» (Аи= 95°20').
  4. «Ось храма» близка к направлению север-юг (Д= + 4°34'), а линия соединяющая «алтари» к направлению восток-запад (Д= + 5°20').

9. Результаты топографической привязки объектов в районе г. Тузлук,

с помощью иР8.

Таблица №6, (съемка с помощью ^РЗ относительно горы Тузлук

1' по широте =1346,7 метра

1' по долготе (меридиана)= 1850 метров.

10. Разведка окрестностей горы Тузлук.

Южнее горы Тузлук и менгира обнаружена гряда, (выход наклонного пласта) сложенная песчаником, аналогичным тому, из которого сделан менгир. По всей протяженности гряды найденс множество «чашечных» камней (см. фото).

Севернее горы Тузлук, непосредственно у её подножья и восточное, ближе к каньону реки Малка найдены два камня с выдолбленными углублениями, являвшимися, по нашему мнению, алтарями или имевшими иное культовое значение. Характер углублений близок к найденным на гряде «чашечных» камней. Порода, слагающая «алтари» - уже известный серий песчаник. Восточнее горы Тузлук на травянистом склоне имеется россыпь камней, в которой просматривается некоторая симметрия. Проверить инструментально не успели в связи с непогодой во время проведения экспедиции.

На склоне горы Тузлук, обращенном к восходу солнца обнаружены три небольшие террасы, которые могли служить «трибунами» для наблюдения восхода Солнца и Луны лицами не жреческого звания.

11. Дальние разведки.

Дальние разведки на плато Ирахитсырт и останцы платообразной формы над каньоне Малки в отсутствии профессиональных археологов результатов не дали. Разведка плавильнь печей на хребте Ташльюырт не дала результатов из-за глубокого свежего снежного покрова.

в долине реки Ингуши в 2-3 километрах к западу от г. Тузлук обнаружены, вернее подтверждены небольшие залежи жирных углей.

Севернее горы Тузлук (800 м) на небольшом холме, у которого раздваивается грунтовая дорога, обнаружены кпадки, неизвестного назначения (рис 5).

12. ВЫВОДЫ.

  1. Экспедиция проходила в крайне тяжелых погодных условиях, когда Северный Кавказ был объявлен зоной стихийного бедствия. Поэтому к месту работы смогла попасть лишь головная часть экспедиции, для фиксации астрономических событий в период летнего солнцестояния.
  2. Результаты инструментальных наблюдений позволяют утверждать, что гора Тузлук могла служить пригоризонтной астрономической обсерваторией. Точки летнего и зимнего солнцестояний в восточном секторе горизонта привязаны к заметным ориентирам. Причем точка восхода солнца в день летнего солнцестояния привязана к единственному ориентиру на западном обрыве плато, что искпючает случайное совпадение с одним из множества ориентиров.
  3. Заметные ориентиры имеются и в юго-западном секторе горизонта, где происходит заход Солнца и Луны в зимнее и летнее солнцестояние соответственно.
    1. Значимых ориентиров в северо-западном секторе горизонта не обнаружено.
    2. В сочетании с найденными "алтарями", грядой "чашечных камней" и тремя террасами-трибунами на восточном склоне г. Тузлук, предполагаемый храмовый комплекс вполне мог обеспечивать богослужение в часть Солнца и отслеживание календарных дат.

6. Наличие одинаковых по знаку и близких по величине смещений сторон горизонта
относительно пригоризонтных ориентиров и от расчётной точки восхода летней высокой Луны,
зимней низкой луны, а также, вероятно, летнего и зимнего солнцестояний, могут
свидетельствовать о нескольких перестройках храмового комплекса в различные эпохи, в
зависимости от положения земной оси (Смещения полюса Мира относительно Полярной звезды).
К ним относятся:

- расположение "алтарей" на линии +5°20 от направления восток-запад.

- азимут "оси храма" отстоит на + 4°30 от линии север-юг.

- направление на менгир отстоит от расчетного азимута восхода высокой Луны летом + 2°20

- направление на тур №1 и перевал Северный Каракайский отстоит от расчётного азимута восхода высокой Луны летом на -1,5° и - 2°20 соответственно.

- направление на вершину 2813 отстоит от расчетного азимута восхода низкой Луны зимой на-2°05.

направление на вершину Шаукам отстоит от азимута восхода Солнца в зимнее солнцестояние на - 2М0

  1. Направления на стороны горизонта практически совпадают с взаимно перпендикулярными направлениями между «алтарями» и «осью храма» (см. пункт 6).
  2. В то же время небольшие величины отклонений азимутов событий, ориентиров и сторон горизонта могут свидетельствовать о неточности привязок, сделанных строителями обсерватории и храма (см. Т.М. Потёмкина и В.А. Юревич "Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников". М, Институт археологии РАН, 1988, стр. 13). Тем более, что кроме вышеперечисленных, отмечена седловина А (рис 1), направление на которую отстоит на +4° от направления на запад, а вершина № 8 в хребте Арбакол (рис 3) отстоит на + 2°50 от направления на север, а также пик Наушидзе отстоит на -3,5° от направления на восток. Заход Солнца в летнее солнцестояние отстоит на - 2°10 от ориентира названного в 2001 году «Воротами», (рис. 2).

9. Обращает внимание ряд ориентиров, отстоящих на углы, кратные 28° от направления на
менгир в обе стороны (см. табл. 6).

10. ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЧИТАЕМ, ЧТО ДЛЯ ВЫДВИЖЕНИЯ ГИПОТЕЗЫ О
РАСПОЛОЖЕНИИ В РАЙОНЕ ГОРЫ ТУЗЛУК ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА, ПОСВЯЩЕННОГО
КУЛЬТУ СОЛНЦА, ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ.

  1. ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗЫ ТРЕБУЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИИ И ВКЛЮЧЕНИЕ В ЕЁ СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРХЕОЛОГОВ И ПАЛЕОАСТРОНОМОВ.
    1. 12. НЕОБХОДИМ СРОЧНЫЙ ВЫВОЗ МЕНГИРА В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО.


СХЕМА МЕСТНОСТИ

3«н, алт'^р

(?.%ЗЛу*е 5^



\у-

Жс1сит,о8<^ 1:'50000 РИС. 1

Центр деткого и юношеского туризма и экскурсий

Создать бесплатный сайт с uCoz